С днем тренера.





Сегодня День тренера. Вместо поздравления хочу поделиться с вами информацией, которую собирал у наших советско-российских тренеров старшего поколения, что-то в личной беседе, что-то из литературы, сопоставлял, анализировал, что-то пришло с 40 летним опытом борьбы и тренировок.
Буду говорить только о том, что подтверждено многолетней практикой.
1. Чем больше мы даем спортсмену конкретики в отработке приемов и последовательности выполнении их в соревновательной схватке, тем меньше шансов, что он когда-либо этот прием выполнит в борьбе. При многоразовой отработке приема, у спортсмена вырабатывается последовательная цепочка действий в выполнения приема, и как только возникнет препятствие для выполнения любого звена этой цепочки действия, происходит сбой на уровне условного рефлекса, и техническое действие не выполняется, а спортсмен моментально из атакующего действия, подсознательно переходит в защитное действие и в момент перехода, на доли секунды полностью теряет контроль над действительностью, чего достаточно для подготовленного противника.
Извечный вопрос, что и как делать, ответ простой, бороться, обучив простейшим способам и средствам выполнения броска и бороться по заданию, строго его выполняя.
Наработка технических действий должна происходить в полном сопротивлении со стороны противника. В таком режиме тренируются и тренировались дзюдоисты и борцы вольного стиля в кавказских регионах, но как только дзюдоисты попадают в сборную страны, их начинают натаскивать на технику, и убивают все то, что им помогло дойти до пьедестала, исключением являются Грузия, Азербайджан, Армения, которые в основном и показывают хорошие результаты после развала Союза, вспомните первое золото Олимпийских игр по дзюдо, количество чемпионов ОИ, ЧМ, ЧЕ, из этих трех стран и национальностей.
Примеры заданий:
— 1-й номер атакует проводит броски, удержания, удушающие, 2-й номер только защищается без права даже контратаковать, что дает психологический раскрыться 1-му номеру, и выражается в технических действиях.
— 1-й номер атакует проводит броски, удержания, удушающие, 2-й номер защищается и контратакует.
— 1-й номер атакует только определенным броском, 2-й номер только защищается без права даже контратаковать, но в то же время видит ошибки 1-го номера при выполнении технических действий, и анализирует их для своих действий в дальнейшем.
— 1-й номер атакует только определенным броском, 2-й номер защищается и контратакует.
— и так далее, и обязательные задания, индивидуально для каждого борца. 2. Стандартные ситуации — индивидуальны у каждого спортсмена, зависят они от многих факторов, важно выявить их для каждого борца, и на тренировках отрабатывать эти ситуации до автоматизма, не само исполнение технического действия, а реакцию на стандартную ситуацию, с доведением до логического завершения.
— искусственное приведение поединка к стандартным ситуациям, и их реализация.
— обыгрывание последних секунд схватки при ведении в счете, при проигрыше.
— практика поведения и действий у края татами,
— создание нужной траектории движения для каждой группы технических действий,
— и так далее, индивидуально для каждого борца                                                   3. На данный момент мы имеем в дзюдо 7 весовых категорий, от 60кг до +100кг, и не о каком совместном изучении технических действий и выполнении поставленных задач не может быть и речи.
— как минимум объединение двух пограничных весовых категорий, с чередованием, 60-66, 66-73, 73-81, а лучший вариант, в пределах одной весовой категории, и задачи соответствующие двигательной деятельности своей весовой категории.
— никаких точек соприкосновения в тренировочном процессе у борца с весом 60кг с борцами весом 90, 100, +100 быть не может.
Основная задача борцов легких весов, провести техническое действие с отрывом противника вверх, только в этом варианте есть шанс не попасть на ответное действие противника. Любому спортсмену легкого веса, не составит особого труда вырвать противника вверх, провести бросок через выставленную в качестве опоры ногу противника с тягой через вверх, а для более тяжелых весов эти броски уже практически не выполнимы.
Лучшие варианты для борцов 90кг и выше, это подсечки, зацепы, задние подножки, отхваты, броски с падением, корпусные броски, скручивания. Можно расписать технические действия по весу, по росту, это все индивидуально, но главный принцип остается, легкие поднимают, подбивают, а тяжелые подсекают, заваливают, иногда подхватывают, есть конечно индивидуальные исключения.
4. Есть еще один значимый нюанс. На тренировке борцы борются и работаю на фоне усталости, выполняют броски, все у них получается, но приезжают на соревнования и все их наработки коту под хвост. Все, что получалось в борьбе на тренировке, не идет на соревнованиях, а ответ очень простой.
На соревнованиях выступает восстановившийся спортсмен, у него мощнее тяга, выше скорость, и происходит разбалансированность в выполнении технических действий, сильнее рывок или тяга, и уже нет нужной дистанции для входа в прием.
Вывод один, дзюдоист даже на тренировке не должен бороться и выполнять технические действия на фоне явной усталости.
Почему штангист или прыгун, когда не может физический поднять штангу или перелететь через планку, прекращают бесполезные попытки, а дзюдоист борется до такой степени, что начинает ползать на коленях, от каждого рывка.
Вовремя остановиться, или остановить, это одна из самых главных задач спортсмена и тренера.
5. В последнее время стали наблюдаться случаи, особенно в сборной России, через 2-3 минуты, борцы как будто наталкиваются на какое-то препятствие и уходят в ступор, их действия парализуются, сила воли улетучивается, и мы видим бестолковую толкотню без намека на выполнения какого-либо технического действия.
Это проблема самая банальная и легко устранимая, правда потребует, как минимум 5-8 месяцев, в зависимости от индивидуальности и генетики спортсмена.
Что приводит к ступору и как из него выйти?
Еще академик И.П. Павлов говорил, что Организм – саморегулирующаяся и самовосстанавливающаяся система. Рассмотрим, простую ситуацию, понятными для всех словами.
Спортсмен находится в состоянии покоя, сердцебиение 60-70 уд/мин, мышцы расслаблены, дыхание уравновешенно, потоотделение минимальное.
Спортсмен начинает выполнять физические действия на силу, на скорость, выносливость, первым реагируют сердце и мышцы, сердцебиение повышается, мышцы начинают попеременно сокращаться — удлиняться, легкие усиленно компенсируют своей работой недостаток кислорода, требующий для работы организма, выполняющего физическую нагрузку. Все происходит в штатном режиме, пока не образуется кислородный долг и интенсивность работы мышц, превышает количество потоотделения необходимого для охлаждения работающих мышц, наступает критическая точка.
ОРГАНИЗМУ грозит смерть, мышцы перегреются, кровь на грани свертывания (при 42* сворачивается белок), и вот здесь ЦНС в целях безопасности организма, выдает мышцам команду СТОП, блокируется сигналы идущий в мышцы, сила мышц резко уменьшается, а самое главное блокируется центр управления двигательной деятельности находящийся в спинном мозге, парализуются все волевые качества к действию и спортсмен совершенно не готов целенаправленно продолжать поединок.
Чем чаше, на тренировках спортсмен доходит до критической точки, тем раньше ЦНС при следующей нагрузке дает команду Стоп, в итоге ЦНС начинает выдавать команду Стоп, намного раньше, чем требует действительное состояние организма спортсмена. Спортсмен продолжает работать на силовую и общую выносливость в том же режиме, до команды Стоп, чем значительно с каждым разом уменьшает свою силовую и общую выносливость, не работая на около предельных нагрузках организма.
Чтобы поступательно увеличить силовую и общую выносливость, нужно всегда останавливаться при нагрузке в шаге от критической точки, только так можно увеличить силовую и общую выносливость, и не допускать ЦНС блокировки, двигательных функций спинного мозга, и волевых качеств спортсмена исходящих из самой ЦНС и критическая точка начнет отодвигаться назад, давая возможность увеличения силовой и обще выносливости. Грамотный спортсмен должен знать о наступлении критической точки, и не должен допускать её наступления.
Ярким примером критической точки, служат соревнования теннисистов. Один из теннисистов резко взвинчивает темп игры, выигрывает первый сет 6:0, а затем проигрывает 2 сета подряд, выигрывает 2 сета под ноль, а затем проигрывает оставшиеся 3 сета. Это говорит о том, что даже в Мировом масштабе спорта, очень мало спортсменов и тренеров знают о механизме критической точки.
Хотя, чехословацкий легкоатлет Эмиль Затопек, еще в 1946 году раскрыл секрет критической точки, и бегун на дистанции 5000 м, 10000 м., марафон, перешел на тренировочные спурты на 100, 200, 400 метров, а в последствии стал, четырёхкратным олимпийским чемпион (1948 — 10 000 м, 1952 — 5000 м, 10 000 м, марафон), 3-кратным чемпионом Европы (1950 — 5000 м, 10 000 м, 1954 — 10 000 м), 18-кратным рекордсменом мира (1949—1955) на дистанциях от 5000 м до 30 000 м. В 1948—1954 годах не проиграл ни одного старта на 10 000 м, выиграв 38 забегов. Бегая спурты по 100 -200 метров он никогда не выходил на критическую точку, что дало ему значительно увеличить выносливость, что он грамотно использовал в забегах, если кто-то убегал от него в начале забега, он никогда не бросался в погоню, он бежал строго по установленному графику, и в итоге всегда выигрывал, он никому не раскрыл свой секрет, и последователей у него не было.
6. Продолжение в следующий «День Тренера»









Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *