Феномен первого набора начинающего тренера.





Феномен первого набора начинающего тренера.
Мы не раз в своей практике наблюдали парадоксальные случаи, спортсмен проигрывает  региональные соревнования, окольными путями попадает на чемпионат или первенство страны и становится призером или чемпионом. У нас в стране были и есть пробивные тренера и федерации, которые не зависимо от результатов выступлений выставляют своих подопечных во всех проводимых стартах и те иногда выстреливают одноразово, а иногда и целой серией удачных стартов, яркий пример тому, потрясающая серия  стартов в течение одного сезона Дмитрия Носова, закончившая олимпийской медалью. Этот спортсмен ни до, ни после, никогда не был финалистом чемпионата России, как в прочем и последний наш чемпион Мира, Нифонтов Иван. Старшее поколение помнит неожиданный взлет Владимира Шестакова завоевавшего серебро Олимпиады. Это самые яркие примеры, а их множество, каждая медаль, завоеванная нашими дзюдоистами, в какой-то мере вписывается в эту схему, за редким исключением, это выступления Тменова, Макарова, Михайлина, Донгузашвили, которые не были одноразовыми чемпионами. Но в то же время, не может спортсмен случайно стать чемпионом  или победителем, каких либо соревнований, как минимум, именно в этот момент, он в чем-то  был сильнее и искуснее чем остальные.  Давайте разберемся, почему в этот момент, и в чем сильнее, и почему в дальнейшем он не может повторить свой результат или хотя бы выступать на определенном уровне соответствующему его таланту, и почему великие чемпионы доминируют  по десять лет, а некоторые только однажды. Никто не будет спорить, что чемпион или победитель первенства страны, как минимум уже наделен определенным талантом, соответствующим деятельности этого вида спорта. Тогда представьте, сколько талантов мы теряем ежегодно. Что бы найти ответ на наш вопрос, проследим путь наших чемпионов и естественно их тренеров. Как правило, лучших результатов у любого тренера добиваются ученики первых наборов. Феномен первого набора заключается в том, что его делает начинающий и неопытный тренер, и чем менее квалифицирован начинающий тренер, тем больше вероятности, что в его наборе тренируется будущий чемпион. На первой стадии работы начинающего тренера, основная задача, набрать необходимое количество занимающих и сохранить их до конца года. Требования тренера сведены к минимуму, он не заставляет всех иметь кимоно, он не выгоняет за пропуски, а наоборот ходит по домам и интересуется, почему ученик пропускает занятия, он всеми путями старается сохранить контингент.  Постепенно ученики, наделенные от природы талантом, начинают понимать свою значимость, и в какой-то момент они начинают доминировать над своим тренером, диктовать ему свои условия, и именно в этот момент начинает формироваться психология будущего чемпиона. Свою особенность в этот период имеет и техническая подготовка  спортсменов, начинающий тренер не знающий, что и как подать, начинает подавать все, что он, когда то видел и делал сам, и чем меньше из того, что он делал сам, тем лучше для учеников. В этот период, тренер не делает упор на что-то определенное, он даже ничего не планирует, у него и так много забот, набор, сохранность, дети практический, в техническом плане, представлены сами себе, что-то сами изобретают свое, копируют увиденное, не важно, где. Наступает второй период, дети с ранним развитием или ярко выраженным талантам начинают доминировать над остальными, тренер мертвой хваткой вцепляется в них, вывозит их на соревнования, носит их сумки, начинает подкармливать, выполняет практически, все их желания, тем самым продолжая развивать психологию лидерских амбиций. Но самой большой особенностью этого периода является то, что тренер тянет за лидерами и остальных своих учеников, это его первый набор, который стал для него второй семьей. Я вспоминаю празднование юбилея  Чайковской школы дзюдо, на мероприятии были бывшие ученики, все естественно не присутствовали, в основном успешные, в спортивном плане, но первый набор присутствовал, практический полностью, не взирая на спортивные регалии. Все понимают, что есть спортсмены, которые раскрываются в раннем возрасте, есть, которые раскрываются при переходе во взрослый период. Главная уникальность первого набора в том, что тренер, вывозя на сборы и соревнования, вывозит вместе с лидерами, не важно, как он это финансирует, тех спортсменов, которые на тот момент еще не являлись лидерами, возможно даже и не подавали  надежды, но это его семья и в тот момент, он не может их бросить. В итоге этот тренер в будущем имеет чемпиона, возможно и не одного, и не важно, из первого или второго эшелона своего первого набора. Ответим на второй вопрос, почему в дальнейшем работе, тренер, воспитавший чемпиона, набравшийся опыта и создавший  свою систему подготовки, свою школу, за редким исключением, не может воспитать второго чемпиона, равнозначного первому по мастерству? Ответ прост, тренер, не имеющий специального  образования именно по профилю единоборств, всю дальнейшую работу ставит на том первом опыте, который принес ему и его ученику успех, он хочет создать копию предыдущего чемпиона, не проанализировав, на чем был основан предыдущий успех. Если бы в спорте можно было обнаружить свою ошибку так быстро, как токарю за станком, он бы просто переключил свое внимание с одного ученика на другого, но в спорте свою ошибку можно увидеть лет через пять, и к этому моменту, второго ученика, на которого можно сделать ставку,  рядом уже нет, и приходится довольствоваться тем, что есть. Со временем приходит неуверенность в своих действиях, и мы теряем тренера, который реально может воспитать еще не одного чемпиона. Талантливые и амбициозные дети не будут тренироваться у тренера, который подавляет их своей активностью, требовательностью, диктует свои условия, это тот трудный возраст, который не терпит насилия и контроля над собой,  любой родитель прекрасно знает эту ситуацию по своей семье. Первый тренер чемпиона, уникален тем, что он притягивает талантливых и амбициозных детей именно, своими, уникальными  качествами характера, он может пить, пропускать занятия, сидеть у татами в костюме, редко выходить на татами, но он как магнит притягивает к себе будущих чемпионов. Неправильно говорить, что все первые тренера чемпионов пьяницы и прогульщики, просто я сам, да и вы сами часто соприкасаетесь с такими тренерами, которые вроде и не работают, а просто отбывают, но все лучшие результаты впоследствии, показывают именно их ученики, даже выигрывают первенства и чемпионаты страны. Естественно в полной мере ученики этих тренеров раскрываются, когда переезжают  в известные в нашей стране центры дзюдо, как Челябинск, Пермь, Рязань, Москва, Санкт-Петербург, где им создают условия, мотивацию, и доступ к сборной команде страны. Исключением, из того, что я описал выше, являются, наши ведущие тренера, опыт которых,  мы сейчас не используем, которые сочетали в себе все те качества, как тренера при наборе, как тренера специалиста, способного вывести своего ученика на спортивный Олимп, создавшие свои школы, свои Кодоканы, это: ЮСУПОВ Харис Мунасипович в Челябинске, Якуб Камболетович Коблев в Майкопе, Михаил Григорьевич Скрыпов в Курске, Ярослава Ивановича Волощук в Киеве, это только дзюдо, а сколько центров создали самбисты.  Самый лучший вариант в настоящее время, для одаренного дзюдоиста, это попасть в Челябинск, к Миллеру Александру Евгеньевичу, самый худший вариант попасть  на постоянной основе в сборную команду России, где дюжина тренеров, будет учить, что и как делать, каждый по своему, не понимая, что у него уже  есть, что-то свое  и он уже доказал свои способности на чемпионате или первенстве страны, а сейчас ему нужны спарринг-партнеры, условия, обкатка на международных соревнованиях, материальная мотивация. И все же в чем феномен первого набора, в чем феномен того, что у тренера, который не имеет простейших знаний в том, как тренировать и чему учить, появляются талантливые ученики? Почему, развитые центры дзюдо, имеющие квалифицированных тренеров, не могут найти, и выявить потенциального чемпиона, и что требуется, чтобы изменить эту ситуацию. Эффективность любой деятельности определяется результатом, в нашем случае результат определяется в выступлениях на соревновании, и основным критерием выявления результата в дзюдо, является спортивный поединок на татами.  Рассмотрим подробнее, какие функциональные и внешние факторы влияют на проведение поединка и выявления победителя.                                                                                                                    Разделим все факторы  на 3 группы  по критериям стабильности.        Стабильные.                                                                                                              Относительно стабильные.                                                                                            Не стабильные.                                                                                                              Стабильные факторы.                                                                                                          — антропометрические данные:                                                                                        вес, рост, соотношение длины: ног, рук, туловища.                                                   — тип нервной системы:                                                                                                     флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик — размеры татами.                         Относительно стабильные факторы.                                                                        — физические качества: сила, выносливость, скорость, гибкость, координация,       — совокупность специальных навыков и умений.                     — поверхность татами                                                                                                                                             Не стабильные факторы.                                                                 — устойчивость центральной нервной системы                                                          — подвижность нервных процессов и скорость адекватного мышления          — выносливость нервных процессов и концентрация внимания                          — выбросы адреналина в организм во время поединка                                             — состояние и качество кимоно противника                                                                — судейство                                                                                                                                 — биоритмы спортсмена                                                                                                     Все эти факторы приведены на момент начала поединка, если стабильные факторы остаются стабильными и во время поединка, то относительно стабильные факторы могут повернуться в любую сторону, и в первую очередь они зависят от нестабильных факторов. Именно от состояния нервной системы зависит функциональное состояние организма во время проведения поединка, но если на начало всех календарных соревнований физические качества и специальные навыки и умения спортсмена относительно стабильны, то состояние нервной системы неизвестно даже для самого спортсмена. Любая двигательная деятельность сопровождается определенным состоянием нервной системы спортсмена именно на этот промежуток времени, в котором происходит двигательная деятельность. Именно состояние нервной системы определяет оптимальный результат двигательной деятельности на этот промежуток времени. Что входит в двигательную деятельность дзюдоиста, это его технические действия, которые он выполняет на татами, в которые входят: передвижения, набор захватов, выполнения бросков, удержаний, удушающих, болевых. Каждое техническое действие соответствует определенному психическому состоянию (ПС), для полноценной реализации своих целей и задач необходимо иметь на каждое промежуточное ПС определенные технические действия соответствующие именно этому ПС на данный момент времени. На практике это будет выглядеть так, спортсмен должен владеть всеми возможными элементами борьбы, что бы под любое ПС было готово определенное  техническое действие. Феномен первого набора заключается в том, что спортсмен, не имеющий жестких инструкций, сам выбирает те технические действия, которые в тот момент соответствуют его ПС. Тренер, увидев результат, не вмешивается в процесс тренировок, который выбрал  ученик, а наоборот всяческий этому помогает, полностью положившись на интуицию ученика, так как сам на этот момент еще не имеет, какой-то обоснованной им системы. Вот таким образом, тандем, тренера и ученика взбирается на самые немыслимые вершины. Все это было возможно на начальной стадии развития дзюдо, когда у нас в стране не было авторитетных тренеров, которые придя к руководству сборной и создав всевозможные научные группы не стали всех в обязательном порядке учить, как и чему тренировать наших спортсменов. Исключением были и остаются кавказцы, разве они могли позволить, что бы их учили, как надо бороться, они начинают бороться, как только самостоятельно начинают ходить. Выше я уже объяснил, что спортсмен, представленный самому себе, всегда делает то, что соответствует его сиюминутному ПС, это говорит, что он работает с высоким КПД, а постоянная изменчивость ПС формирует у спортсмена, обширный  технический арсенал действий, который подходит под любое ПС. Можно конечно задать вопрос, а в чем же тогда заключается функция тренера, на данном этапе, в технической составляющей, ответ, только правильной постановкой и шлифовкой элементов борьбы и захватов.                                                                                     Вся деятельность спортсмена делится на три этапа:                                                1 этап, найти и определить,  приложение своих врожденных физических и психических качеств, в определенной спортивной дисциплине.                       2 этап, под руководством грамотного специалиста развить и в полной мере реализовать свои врожденные и приобретенные качества в выбранной дисциплине.                                                                                                                             3 этап, стабилизации достигнутых результатов и реализации их в соревновательной деятельности на весь период спортивной  жизни.









Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *